Как погибали пилоты года

Как погибали пилоты года
Как погибали пилоты Формулы-1… года 50-е…

Памяти пилотам 50-х годов, чьи жизни преждевременно оборвались в кокпитах спортивных болидов Формулы-1.

Одни источники утверждают, что за время существования Формулы-1 погибло 46 пилотов, другие, третьи — 49… Так где же правда?

Попробуем разобраться, какова же все таки настоящая цена королевским гонкам?

В этом посте я попробую объединить информацию о погибших пилотах 50-х годов.

1. Раймон Соммер,  Raymond Sommer

31 июля 1908, Париж — 10 сентября 1950

Место гибели: Франция, Тулуза, трасса Кадур, первый сезон Формулы-1.

Как погибали пилоты года

Участвовал в самом первом чемпионате Ф-1 (1950 г.), набрал  всего 3 очка (4-е место в Гран-при Монако, известном самой первой большой аварией в Ф-1 – тогда стояла ветреная погода и из-за морских брызг трасса стала мокрой, что привело к столкновению сразу девяти машин на первом же круге; удивительным образом никто из гонщиков не пострадал).

Погиб во второстепенной гонке в классе до 500 кубов в Тулузе на трассе «Кадур». Как считается, у его Cooper заклинило колесный подшипник, после чего машина потеряла управление.

Как погибали пилоты годаКак погибали пилоты года

2. Луиджи Фаджиоли, Luigi Fagioli

09.06.1898 Озимо, Анкона — 20 июня 1952 г.

Место гибели: Монте-Карло, Монако.

Как погибали пилоты года«Старый грабитель из Абруцци» – такое у него было добродушное прозвище – Фаджиоли был одним из величайших итальянских гонщиков, настоящий индивидуалист, частенько не соглашавшийся с признанными авторитетами.

В 1952 г. в Гран При Монако принимали участие только кузовные автомобили; во время тренировочного заезда Фаджиоли потерял управление в туннеле и врезался в бетонную балюстраду. Его выбросило из автомобиля, и в госпиталь он был доставлен в бессознательном состоянии, с переломами руки и ноги. Четыре дня спустя он пришел в сознание, казалось, опасность миновала, но по прошествии трех недель после аварии у него случился рецидив — полностью отказала нервная система, и в возрасте всего лишь 54 лет он скончался.Как погибали пилоты года

Как погибали пилоты года
3. Чет Миллер, Chester Miller

19.07.1902 Детройт, Мичиган — 15 мая 1953 г.

Место гибели: Индианаполис, Индиана.

Как погибали пилоты года

Имел прозвище «Глава автострады». Разбился во время практики на трассе Индианаполиса.

Как погибали пилоты года

4. Карл Скарборо
, Carl Scarborough

03.07.1914 Бентон, Иллинойс — 30 мая 1953 г.

Место гибели: Индианаполис, Индиана.

Финишировав 12-м в гонке на трассе Индианаполиса, умер от теплового удара.

Как погибали пилоты года

5. Шарль де Торнако, Charles de Tornaco

07.06.1927 Брюссель — 18 сентября 1953 г.

Команда: Экюри Франкоршам, Ecurie Francorchamps

Место гибели: трасса Модена, Италия.

Как погибали пилоты года

У сына богатого и известного гонщика 20-х барона де Торнако, как говорят, не было отцовского таланта. Гонки он обожал, но водил плохо. В команду «Экюри Франкоршам» он попал только благодаря связям, деньгам и энтузиазму, стартовал всего в двух гонках. Еще в одной он не прошел квалификацию, а однажды почему-то отказался стартовать.

Погиб он во время практики к Гран-при Модены, не входившему в зачет чемпионата мира, когда на сложном участке трассы не справился с управлением. Его «Феррари» перевернулся, и Шарль получил тяжелые повреждения головы и шеи. Медицинское обеспечение того Гран-при оказалось на таком низком уровне, что де Торнако умер в салоне обычного автомобиля, на котором его хотели отвезти в больницу.

Как погибали пилоты года

6. Феличе Бонетто, Felice Bonetto

09.06.1903 Брешиа — 21 ноября 1953 г.

Место гибели: Силао, Мексика.

Как погибали пилоты года

Известный под прозвищем «Пират» Бонетто заслужил славу бесстрашного, а порой и безрассудного гонщика. В Ф-1 поменял три команды, ни в одной на первых ролях не был, но в индивидуальных гонках на собственной «Лянче» нередко одерживал громкие победы.

В канун своего 50-летия Бонетто был более деятелен, чем когда-либо, на подколки насчет возраста отвечал шутками и победами. Впервые проведя полный сезон в Ф-1 в качестве третьего пилота «Мазерати», он вновь пересел за руль собственной машины, выиграл Гран-при Португалии, финишировал третьим в популярной итальянской «Милле Милья».

Как погибали пилоты года

Участвуя в изнурительной многодневной «Каррера Панамерикана», на скользкой трассе в мексиканской деревне Силао Бонетто не справился с управлением, его «Лянчу» занесло, и он погиб, врезавшись в фонарный столб.

Автомобиль Бонетто после катастрофы.

Как погибали пилоты годаКак погибали пилоты года

7. Онофре Маримон, Onofre Augustin Marimon

19.12.1923 Зарате, Буэнос Айрес (Кордоба?) — 31 июля 1954 г.

Место гибели: трасса Нюрбургринг, Германия

Как погибали пилоты года

Онофре считался протеже знаменитого 5-кратного чемпиона Ф-1 Хуана Мануэля Фанхио, который в прошлом неоднократно сходился на южноамериканских трассах с его отцом, Доминго.

Как погибали пилоты года

Во время квалификационного заезда в немецком Нюрбургринге, пытаясь показать лучшее время, чтобы занять место получше на стартовом поле, Маримон не рассчитал траекторию на одном из поворотов. Его «Мазерати», пробив ограждение, вылетел с трассы и закувыркался вниз по склону, убив гонщика

Как погибали пилоты годаКак погибали пилоты годаКак погибали пилоты годаКак погибали пилоты года

8. Мануэл («Манни») Айюло, Manuel (
Manny) Ayulo

20.10.1921 Бурбанк (Лос-Анжелес?), Калифорния, США — 16 мая 1955 г.

Место гибели: Индианаполис, Индиана

Как погибали пилоты года

Американский автогонщик Формулы-1 участвовавший только в Индианаполисе 500, где финишировал 3-м в 1951 году, заменяя правда Грега МакГрата.

Погиб на тренировке перед Инди 500 1955 года.

9. Альберто Аскари, Alberto Ascari
 

13.07.1918 Милан — 26 мая 1955 г.

Как погибали пилоты года

Так как Альберто был сыном известного гонщика — его отец, Антонио, погиб в Монлери, когда юному Аскари было всего семь лет, — его карьера в спорте была логична и неизбежна.

Аскари был очень суеверным. Его отец Антонио тоже в свое время был весьма известным гонщиком и погиб 26 мая 1925 года в возрасте 36-ти лет. Поэтому Альберто никогда не садился за руль 26-го числа любого месяца, а когда ему исполнилось 36 (в июле 54-го), вообще хотел завязать с автогонками…

Как погибали пилоты годаКак погибали пилоты года

22 мая на Гран-при Монако (2-й этап чемпионата Ф-1) Аскари попал в знаменитую аварию на набережной – его болид пробил ограждение и рухнул в воду.

Как погибали пилоты годаКак погибали пилоты годаКак погибали пилоты года

Альберто отделался испугом и легкими лицевыми травмами, да еще утопил свой «фартовый» шлем. Но парадоксальным образом решил, что это не предупреждение свыше, а напротив, счастливый знак. Дескать, снаряд в одну воронку дважды не попадает. К тому же до 37-летия оставалось всего ничего – каких-то полтора месяца. И спустя четыре дня, 26-го мая, точно в день 30-летия гибели его отца, Альберто сел за руль «Феррари» на трассе в Монце, чтобы протестировать автомобиль к предстоящей гонке Суперкортемаджоре.

По так и не выясненной до сих пор причине его машина потеряла управление и вылетела с трассы, перевернувшись несколько раз. Смерть Аскари была мгновенной.

Итальянская нация оплакивала потерю их лучшего гонщика, а главный конкурент Аскари Фанхио сказал: «Я потерял своего величайшего соперника.»

Как погибали пилоты годаКак погибали пилоты года

10. Билл Вукович, Bill (William) Vukovich

13.12.1918 Фресно, Калифорния — 30 мая 1955 г.

Место гибели: Индианаполис, Индиана

Как погибали пилоты года

Из-за интенсивного стиля вождения был известен под прозвищем  «Вуки» («Vuky» — VOO-kee) и «Бешеный русский» (хотя он терпеть не мог это название, т.к. был по происхождению сербом). Гонщики его поколения называли его самым великим явлением в американском автоспорте.

Как погибали пилоты года

Погиб во время гонки, столкнувшись с другим автомобилем на выходе из поворота. Болид Вуковича вылетел за ограждение, несколько раз перевернулся и загорелся. Вукович некоторое время был жив, но спасти его не удалось.

Как погибали пилоты годаКак погибали пилоты годаКак погибали пилоты годаКак погибали пилоты года

11. Пьер Левег, Pierre Levegh (Pierre Eugene Alfred Bouillin)

22.12.1905 Париж — 11 июня 1955 г.

Как погибали пилоты года

Самая трагическая фигура в мире автоспорта. Левег был назван в честь своего дяди – тоже гонщика, выступавшего в самом начале столетия. Еще до начала войны его мысли были заняты только 24-часовой гонкой в Ле-Мане, и он терпеливо ждал возможности принять участие в этом классическом соревновании; шанс исполнить свое заветное желание представился ему в 1938 г., и он выступил за команду Talbot.

В 1951 г. в Ле-Мане на заводском Talbot он финишировал четвертым, но остался недоволен машиной и принял решение на следующий год выйти на старт на собственном автомобиле, все расходы по подготовке которого он нес самолично. И все затраты практически оправдались – он в одиночку вел машину на протяжении более 22 часов и был несомненным лидером, когда у него отказал переключатель скоростей и полетел двигатель.

Как погибали пилоты года

Казалось, его мечта так и останется несбыточной, но в 1955 г. Нойбауэр, помня о подвигах Пьера, предложил тому место за рулем заводского Mercedes. Как будто предчувствуя беду, Левег озвучил свое беспокойство, находясь на прямой перед боксами, и его опасения оправдались: на том же самом месте его машина, наткнувшись на корпус шедшего впереди и резко тормознувшего болида, в результате которого его машина буквально взмыла в воздух и рухнула прямо на переполненные трибуны.

Огонь и обломки, несущиеся со огромной скоростью (а корпус «Мерса» был вдобавок выполнен с добавками магния), стали причиной самой страшной трагедии в мире автоспорта – 11 июня мгновенно нашли свою смерть сам гонщик и 86 зрителей, еще около двух сотен получили травмы и ожоги различной степени тяжести.

Как погибали пилоты годаКак погибали пилоты годаКак погибали пилоты годаКак погибали пилоты года

12. Луи Розье, Louis (Gean-Louis) Rosier

05.11.1905 Шап-Бьюфор, Пуи-де-Дом, Клермон-Ферран — 29 октября 1956 г.

Место гибели: Нейи-сюр-Сен, Париж

Как погибали пилоты года

Ветеран, имевший в послужном списке много эффектных побед в самых разных гонках, в Ф-1 выступал самостоятельно и особых успехов не добился. Во многом потому, что не имел достаточно средств для приобретения новейших автомобилей. Он ездил уверенно и надежно, с разумной долей риска, но использовал устаревшие переделанные и доработанные «Талботы», «Феррари», «Мазерати», которые не тянули против более мощных моделей лидеров.

Как погибали пилоты года

Последнюю свою победу Розье одержал в начале октября на гонке «1000 км Парижа» на «Мазерати», после чего практически сразу же вышел на старт в Монлери – на трассу, которую он знал отлично – уже на «Феррари». Под проливным дождем машина перевернулась, и гонщик получил тяжелые травмы головы, от которых три недели спустя скончался.

Посмертно был награжден французским Орденом Нации.

Как погибали пилоты года

13. Эудженио Кастеллотти, Eugenio Castellotti

10.10.1930 Лоди, Милан — 14 марта 1957 г.

Как погибали пилоты года

Как погибали пилоты года

Тестируя машину перед предстоящим вскоре Гран-при Феррари в Модене, на мокрой трассе врезался на полном ходу в барьер. От удара пилота выбросило из кабины, и накрывшие его обломки автомобиля довершили начатое при столкновении дело…

Как погибали пилоты года

14. Альфонсо де Портаго, Alfonso de Portago

(Don Alfonso Antonio Vicente Blas Angel Francisco Borija Cabez de Vaca y Leighton, Carvajal y Are, XVII Marques de Portago, Marques de Moratalla, XIII Conde de La Mejorada, Conde de Pernia, Duke of Alagon, Grande de Espana)

11.10.1928 Лондон, Англия — 12 мая 1957 г.

Место гибели: Милле-Милья, между Гоито и Гвидиццоло

Как погибали пилоты года

Его смерть потрясла всю Италию, но еще больше – Испанию. Это был не просто первый испанский пилот-формулист, погибший в гонке. Дон Алфонсо Антонио Висенте Блас Анхел Франсиско Борха Кабес де Вака и Лейтон, Карбахал и Аре, XVII-й маркиз де Портаго, маркиз де Мораталья, XIII-й граф де ла Мехорада, граф де Перниа, герцог Арагонский, Гранд Испании был одним из титулованнейших людей страны.

Он был разносторонним и талантливым спортсменом, становился победителем на ипподромах, теннисных кортах, в соревнованиях по легкой атлетике, плаванию, в стипльчезе и бобслее, где даже принял участие в Олимпийских играх-56. В 1954-м всерьез увлекся автогонками и сразу доказал, что и в них он не последний человек – занял второе место в «1000 км Буэнос-Айреса». В 56-м был приглашен в команду «Феррари». Первый сезон ушел на привыкание, но в паре гонок новичок показал себя с самой лучшей стороны и в начале 1957 года считался претендентом если не на чемпионство, то наверняка на место в первой пятерке.

Как погибали пилоты года

За неделю до Гран-при Монако состоялась традиционная и считавшаяся самой опасной в мире «Милле Милья» в Италии, где среди прочих стартовал и де Портаго. Он шел в первой десятке, когда за 120 километров до финиша лопнувшая на огромной скорости шина превратила его «Феррари» в катафалк для него самого и для его давнего друга и сменного пилота Эда Нельсона. Мало того, влетевшая в толпу неуправляемая машина убила десятерых зрителей.

После этого инцидента гонка «Милле Милья» была запрещена специальным постановлением итальянского правительства.

Как погибали пилоты года

15. Кэйт Эндрюс, Keith Andrews

15.06.1920 Денвер, Колорадо — 15 мая 1957 г.

Место гибели: Индианаполис, Индиана

Как погибали пилоты годаКак погибали пилоты года

Во время теста попал в аварию. Автомобиль был полностью разрушен. Умер вскоре после аварии.

16. Пэт О’Коннор, Pat (Patrick) O’Connor

09.10.1928 Норт-Вернон, Индиана — 30 мая 1958 г.

Место гибели: Индианаполис, Индиана

Как погибали пилоты годаКак погибали пилоты года

Во время гонки его автомобиль потерял управление, взлетел, перевернулся в воздухе, упал на пилота и загорелся. Хотя Пэт сгорел в автомобиле полностью, врачи утверждают, что он скончался в момент падения автомобиля от тяжелой травмы головы.

Как погибали пилоты года

17. Луиджи Муссо, Luigi Musso

28.07.1924 Рим — 6 июля 1958 г.

Место гибели: трасса Реймс, Франция

Как погибали пилоты года

Третий «феррарист» подряд и первый, кто погиб непосредственно в зачетной гонке «Формулы-1».

Как погибали пилоты года

Во время шестого этапа Ф-1 (Гран-при Франции в Реймсе), когда Муссо пытался обойти на длинной кривой «Ге» своего партнера по команде Хоторна, колесо его «Феррари» на скорости примерно в 220 км/час угодило в выбоину на краю трассы. Итальянец погиб мгновенно…

Как погибали пилоты года

18.
Питер Коллинз, Peter Collins

06.11.1931 Киддерминстер, Уорчестершир — 3 августа 1958 г.

Место гибели: Бонн, Германия

Как погибали пилоты года

Этот славный улыбчивый британец, внешне очень похожий на современного американского киноактера Вэла Килмера, стал гонщиком очень рано, в 20 лет.

В сезоне-57 Коллинз трижды побывал на подиуме, однако ему ужасно не везло – сцепление, утечка воды из радиатора, впускной клапан, а однажды и столкновение не позволяли ему закончить разные гран-при.

В следующем чемпионате черная полоса продолжилась: на первом же этапе уже на старте полетел задний мост, затем Питер сходил из-за перегрева двигателя, заклинившей коробки передач и даже вульгарной нехватки топлива. И все-таки, когда машина не подводила, Коллинз выступал блестяще – стал третьим на Гран-при Монако, победил на своей родине (7-й этап, Силверстоун).

Как погибали пилоты года

Но уже следующий, 8-й этап стал для британца последним в жизни. На немецком Гран-при в Нюрбургринге Коллинз шел третьим, когда в трудной борьбе с Тони Бруксом допустил роковую ошибку, попытавшись срезать поворот. На скорости свыше 150 км/час «Феррари» опрокинулся, закувыркавшись, проломил ограждение и покатился вниз по склону. Питера выбросило из кабины, он ударился о дерево и получил тяжелейшие травмы головы, от которых несколькими часами позже скончался в больнице, не приходя в сознание.

Как погибали пилоты года

19.
Стюарт Льюис-Эванс, Stuart Lewis-Evans

20.04.1930 Лутон, Бедфордшир — 25 октября 1958 г.

Место гибели: Ист-Гринстед, Сассекс

Как погибали пилоты года

Третьей и последней жертвой кошмарного 1958 года стал также британец, Стюарт Льюис-Эванс, проследовавший в автоспорт по стопам своего отца.

Говорят, он демонстрировал редкостное сочетание скорости и изящества вождения, обладал фантастической реакцией и недюжинной интуицией, что позволяло ему избегать столкновений в тех случаях, где 8 из 10 других пилотов неминуемо бы угодили бы в аварию.

Как погибали пилоты года

На последнем этапе Гран-при Марокко Льюис-Эванс из-за неожиданно заклинившей коробки передач не справился с управлением. Автомобиль несколько раз перевернулся и загорелся.

Гонщика удалось высвободить из огненной ловушки и, страдающего от тяжелейших ожогов, переправить в Англию под присмотр опытных специалистов. Но несмотря на все их старания, шесть дней спустя Льюис-Эванс скончался…

20.
Джерри Анзер, Jerry Unser

15.11.1932 Колорадо-Спрингс, Колорадо — 17 мая 1959 г.

Место гибели: Индианаполис, Индиана

Как погибали пилоты года

Как погибали пилоты года

Погиб на тестах. Потерял управление и врезался в стену ограждения, автомобиль мгновенно загорелся. Гонщика удалось вытащить, но спустя 2 недели Джерри скончался от ожогов в больнице.

Как погибали пилоты года

21.
Боб Кортнер, Bob Cortner

??? — 19 мая 1959 г.

Место гибели: Индианаполис, Индиана

22.
Айвор Бьюб, Ivor Bueb

06.06.1923 Ист-Хэм (Далвич?), Лондон — 01 августа 1959 г.

Место гибели: Клермон-Ферран, Франция

Как погибали пилоты годаКак погибали пилоты года

Умер от травм, полученных в результате аварии на тестах.

23.
Жан Бера, Jean Marie Behra

16.02.1921 Ницца — 01 августа 1959 г.

Место гибели: трасса АФУС, Берлин, Германия

Как погибали пилоты года

Как погибали пилоты года

В так называемой «гонке поддержки» (нечто вроде квалификации, проводилась накануне основной) на скользкой из-за проливного дождя трассе его автомобиль потерпел аварию. Бера был выброшен из кувыркающейся машины и, вероятно, мог бы уцелеть, отделавшись переломами, но, ударившись в полете о флагшток, погиб. Вольфганг фон Трипс, который ехал следом и стал свидетелем страшной и нелепой смерти француза, был настолько шокирован, что на следующий день отказался от участия в основной гонке.

Как погибали пилоты года

Вот с такими чудовищными потерями для Формулы-1 прошли 50-е года прошлого столетия…

23 пилота не вернулось с трасс…

В следующем посте я попытаюсь объединить 60-е года… Ждите….

При подготовке статьи использовались материалы с сайтов: blogs.futbol-1960.ru и wildsoft.ru

Как погибали пилоты года

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *