Умение мечтать: Mercedes-Benz Concept IAA

Умение мечтать: Mercedes-Benz Concept IAA

Недавно стало известно, что айтишный гигант Apple разрабатывает электромобиль, а компания Tesla Motors представила свой второй серийный продукт кроссовер Model X. Все это дало повод некоторым апологетам экологии, прогресса и электромобилей рассуждать о том, что именно эти производители в недалеком будущем рынок автомобилей и поделят. Те же компании, которые в настоящее время продолжают выпускать автомобили с ДВС, такие люди даже не рассматривают. Дескать, у стариков не хватит решимости, ума и таланта для того, чтобы вовремя перестроиться.

А вот и не фига! Шоу-кар Concept IAA, представленный Mercedes-Benz на моторшоу во Франкфурте, убедительно продемонстрировал, что старейшего автопроизводителя на планете никак нельзя сбрасывать со счетов. И пусть показанный на выставке концепт не электромобиль, а подзаряжаемый гибрид, его инновационный потенциал от этого менее заметным не стал. Просто в Штутгарте считают, что для производства машин на электротяге (по-настоящему массового) время пока не пришло мешают все еще ограниченная емкость аккумуляторных батарей в сочетании с достаточно продолжительным временем, которое требуется для их зарядки. Поэтому при создании концепта IAA в первую очередь решались другие задачи на нем немецкие инженеры и дизайнеры отрабатывали элементы активной аэродинамики. Ведь эффективная аэродинамика полезна для всех машин, вне зависимости от типа привода и вида используемой энергии.

Экскурс в прошлое

Вообще-то проблемой взаимодействия автомобиля с воздухом в компании Mercedes-Benz задумались достаточно давно с 1909 года, как гласит корпоративная хроника. Но, тем не менее, первые настоящие успехи в этой области были достигнуты существенно позже в олимпийском 1936-м, согласно тем же официальным документам. Речь идет об автомобиле для рекордов W 25, который получил обтекаемый кузов, включая закрытые подвеску колес и днище кузова. Специалисты провели тесты в аэродинамической трубе заводов Цеппелина во Фридрихсхафене и добились коэффициента лобового сопротивления Cx, равного 0,235. В итоге, благодаря обтекаемому кузову и двигателю мощностью 419 кВт (570 л.с.), Рудольф Караччиола сумел разогнаться на автомобиле Mercedes-Benz W 25 до скорости в 372,1 км/ч.

Умение мечтать: Mercedes-Benz Concept IAAСледующий автомобиль-рекордсмен проходил подготовку в аэродинамической трубе Германского института авиационных исследований в Адлерсхофе (Берлин). Плоский кузов Mercedes-Benz W 125 со сплошной обшивкой, а также клиновидной задней частью позволил достичь сенсационного показателя Cx = 0,157. Свою роль здесь сыграл и совсем небольшой воздухозаборник в передней части кузова данного болида. Дело в том, что для охлаждения двигателя воздух в этом автомобиле не использовался. Его заменял 500-литровый ящик со льдом и водой, который и окружал радиатор. Одновременно подобная конструкция помогла уменьшить подъемную силу на передней оси. Да, речь идет о двигателе V12 объемом 5.6 л и мощностью 541 кВт (736 л.с.).

Умение мечтать: Mercedes-Benz Concept IAAРекорд скорости, который 28 января 1938 года на автомобиле W 125 установил все тот же Караччиола, составляет 432.7 км/ч. Этот рекорд не превзойден и поныне. Наверное, необходимо уточнить, что речь в данном случае идет про дороги общего пользования.

Новые приоритеты

В том же 38-м году специалистам Mercedes-Benz по аэродинамике пришлось решать задачи, связанные не только с рекордами. Постоянно развивающаяся сеть автобанов и рост скоростей, с которыми по ним можно путешествовать, привлекли внимание специалистов и к автомобилям повседневного пользования не только к их скорости, но и к экономичности.

Умение мечтать: Mercedes-Benz Concept IAAВ результате появился уникальный Mercedes-Benz 540 K Streamliner обтекаемый и низкий автомобиль с алюминиевым кузовом, который стал венцом конструкторской мысли тридцатых годов прошлого века. Разумеется, аэродинамические показатели Mercedes 540 K Streamliner уступали рекордсменам. Тем не менее, коэффициент лобового сопротивления у данного автомобиля составлял 0.36 (неплохо по тем временам). Таким образом, он задавал новые стандарты, как в техническом, так и в этетическом отношениях.

Новая история

Естественно, после окончания второй мировой войны инженеры компании Mercedes-Benz возобновили и продолжили работу над аэродинамикой своих автомобилей. Так, в 1954 году публике был представлен гоночный автомобиль W 196 R вариант болида Формулы-1 с закрытыми колесами. В то время подобные вещи еще допускались. Болид W 196 R был предназначен для гонки в Реймсе (Франция), которая открывала сезон 1954 года, и которая допускала очень высокие скорости. И в этой гонке победу одержал легендарный пилот Хуан Мануэль Фанхио за рулем автомобиля W 196 R. Фанхио победил и на последнем этапе, в котором участвовал Mercedes-Benz W 196 R на Гран-при Италии 1955 года, что позволило аргентинцу закрепить за собой титул Чемпиона мира за рулем Серебряных стрел во второй раз.

Если же рассматривать более близкие к нам времена, то, на мой взгляд, имеет смысл вспомнить серию экспериментальных автомобилей и машин для рекордов 1969 1978 годов под кодовым обозначением C 111. Тем более что в этом случае речь идет не о стремлении к максимальной скорости, а, скорее, о достижении высокой эффективности, что, согласитесь, является совсем современным понятием.

В частности, на дизельном автомобиле C 111-III 1978 года был установлен скромный рядный пятицилиндровый турбомотор, который развивал мощность всего 169 кВт (230 л.с.). Однако он был уже своих предшественников, а также получил увеличенную колесную базу, полностью закрытые колеса и удлиненную заднюю часть кузова. За счет этого показатель Cx удалось снизить до величины 0.183. В итоге этот автомобиль смог развивать свыше 300 км/ч и установил на треке Нардо на юге Италии девять мировых рекордов. Среди них есть, например, такой: C111-III промчался более 1000 миль (1609 км) со средней скоростью 319 км/ч.

Умение мечтать: Mercedes-Benz Concept IAAЗачем я все это рассказываю? Просто хочу подчеркнуть, что у серьезных компаний наработки зря не пропадают, а, напротив, формируется и последовательно развивается так называемая инженерная школа. Заодно приведенные выше исторические факты объясняют и современное (почти маниакальное) стремление Mercedes-Benz к эффективности своих автомобилей, в том числе и аэродинамической. Посудите сами: у автомобиля CLA 2013 года Cx равен всего 0.22, что является рекордом среди машин серийного производства.

Автомобиль-трансформер

Тем не менее, на автосалоне во Франкфурте (IAA) парни из Зиндельфингена сумели в очередной раз удивить. Почему из Зиндельфингена, а не из Штутгарта (хотя они рядом)? Дело в том, что в Штутгарте находится штаб-квартира концерна Daimler (и Mercedes-Benz), а вот в Зиндельфингене расположен не только один из наиболее старых сборочных заводов немецкого производителя, но и его главный инженерный центр. Кстати, если я не ошибаюсь, буквально на днях в Мерседесе будут отмечать столетие этого научно-производственного комплекса. Хотя если сравнивать с первым автомобилем Карла Бенца, которому в будущем году стукнет сто тридцать, этот комплекс не так уж и стар.

Однако перейдем, наконец, к самому шоу-кару Mercedes-Benz Concept IAA, который, на мой взгляд, является наиболее интересным экспонатом недавно закончившегося салона. И наибольший интерес в данном концепте, как мне кажется, вызывает не рекордно низкий коэффициент аэродинамического сопротивления, и не реверанс немецкого производителя в сторону устроителей автосалона, а сама возможность трансформации этого автомобиля.

Двух зайцев

Аббревиатура IAA в названии немецкого концепта расшифровывается как Intelligent Aerodynamic Automobile, что в переводе с английского языка означает автомобиль с умной аэродинамикой. Впрочем, в Мерседесе, возможно, хотели убить и второго зайца, то есть продемонстрировать уважение к организаторам франкфуртского шоу. Ведь и в его названии есть аббревиатура IAA, что в таком случае означает Internationale Automobil-Ausstellung и переводится с немецкого языка на русский как международная автомобильная выставка. Естественно, первый заяц гораздо важнее второго.

Два в одном

Самое главное заключается в том, что разработчики концепт-кара IAA предусмотрели как бы два состояния своего автомобиля. Первый вариант они называют дизайн-режимом, второй аэродинамическим режимом.

Умение мечтать: Mercedes-Benz Concept IAAВ дизайн-режиме новый концепт представляет собой красивое четырехдверное купе с правильными потрясающе красивыми пропорциями. Правда, и в этом случае используется ряд решений, направленных на оптимизацию аэродинамики: стекла выполнены заподлицо с кузовом, дверные ручки отсутствуют, днище закрыто облицовкой, а дорожный просвет равен всего 100 мм. Еще мне очень нравится стеклянная крыша концепта IAA. Из-за стремления добиться оптимальной обтекаемости ее задняя часть опускается раньше обычного. И чтобы получить достаточно пространства над головами задних пассажиров, в крыше сделаны два возвышения. Смотрится такое решение весьма стильно, напоминая суперкары семидесятых годов прошлого века. Коэффициент лобового сопротивления Concept IAA в дизайн-режиме равен 0.25.

При достижении скорости 80 км/ч (или при нажатии специальной кнопки) концепт-кар существенно преображается. Спойлер в переднем бампере убирается. Жалюзи облицовки радиатора закрываются. По бокам передней части автомобиля раздвигаются в стороны (на 25 мм), а также смещаются назад (на 20 мм) специальные закрылки, что улучшает потоки воздуха вокруг передних колес. Кроме того, под действием центробежных сил и при помощи грузиков боковые поверхности дисков колес становятся фактически плоскими. Тем не менее, самое интересное происходит в задней части автомобиля. Здесь выдвигаются на величину до 390 мм восемь углепластиковых сегментов, которые, сомкнувшись вместе, образуют кольцеобразный удлинитель задней части кузова. Это способствует сужению набегающего потока воздуха и уменьшению завихрений. А все перечисленные выше ухищрения вместе значительному улучшению обтекаемости. В результате коэффициент аэродинамического сопротивления уменьшается до величины 0.19, что является рекордным значением среди четырехместных автомобилей.

Спрашивается, а зачем городить огород? То есть, почему нельзя изначально сделать автомобиль таким, каким он становится в воздушном режиме? Оказывается, в компании Mercedes-Benz не хотят приносить эстетику в жертву функциональности, пытаясь соединить данные качества вместе. Это радует. Так как к некрасивому автомобилю даже подходить не хочется, сколь бы эффективным он не был.

Умение мечтать: Mercedes-Benz Concept IAAВ случае с концептом IAA, как мне кажется, у дизайнеров все получилось. О красивых пропорциях я уже писал, но нужно назвать основные размеры. Высота данного автомобиля составляет 1305 мм, ширина 1995 мм, колея передних колес равна 1710 мм, задних 1770 мм. Величина колесной базы насчитывает 2975 мм, длина четырехдверного купе составляет 5040 мм в дизайн-режиме и 5430 мм в аэродинамическом состоянии. Хотелось бы обратить внимание читателей на короткий передний свес этой машины и увеличенный задний свес в сочетании с длинным капотом, а также внушительными колесными арками.

Умение мечтать: Mercedes-Benz Concept IAAЕсть много удачных решений и в дизайне различных элементов кузова. В частности, мне нравится, как решетка радиатора помещена в широкий и высокий проем, а ее ламели органично переходят в светодиодные фары головного освещения. Так же структурирована и задняя часть кузова, с той разницей, что ее завершает световое кольцо.

Умение мечтать: Mercedes-Benz Concept IAAИнтересно, что данное кольцо не видно в аэродинамическом режиме. В таком случае функции заднего света берут на себя чашевидные светодиодные фонари. Они генерируют световые блики, которые напоминают свечение сопла реактивного двигателя. Кстати, такие фонари дебютируют на одной из серийных моделей уже в начале 2016 года.

Умение мечтать: Mercedes-Benz Concept IAA
Современная роскошь

Что касается интерьера концепт-кара IAA, то он развивает эстетику седана и купе S-Класса, но более всего похож на салон концептуального купе S-Класса, которое Mercedes-Benz демонстрировала в 2013 году. В отделке IAA преобладают белый и графитовый цвета, а алюминий контрастирует со стеклом. Практически все кнопки стали сенсорными, а дизайн интерфейса опирается на синюю светодиодную подсветку салона. Синий цвет, согласно замыслу разработчиков, символизирует экономичность и эффективность.

Plug-In Hybrid

Кстати об экономичности. Конструкторы Mercedes-Benz и не подумали отказываться от классической компоновки. Основой силового привода концепта IAA служит бензиновый четырехцилиндровый турбодвигатель, развивающий мощность 210 л.с., который дополнен электромотором, встроенным в автоматическую трансмиссию. Общая мощность силовой установки составляет 205кВт (279 л.с.). Потребление топлива и величина выбросов CO2 зависят от выбранного режима. Так, по данным производителя, в дизайн-режиме величина выбросов составляет 31 г/км, а в аэродинамическом состоянии равна 28 г/км. Попробую пересчитать эти цифры в более привычный для нас расход топлива. Получается 1.3 и 1.2 л/100 км, соответственно. При этом в Mercedes-Benz настойчиво подчеркивают, что в ныне действующем новом европейском ездовом цикле (NEDC) две трети пробега отводится на внутригородской цикл, и что при реальной эксплуатации преимущество аэродинамического режима станет более явным. Кроме того, концепт-кар способен проехать 62 или же 66 км (в зависимости от режима) исключительно на электрической тяге.

Умение мечтать: Mercedes-Benz Concept IAA
Способность предвидеть

Не менее фантастическим, чем величины потребления топлива, выглядит описание технологии Car-to-X, которая используется на концептуальном немецком купе. Посредством нее данный автомобиль может общаться с другими транспортными средствами либо иными источниками информации. Благодаря этому Concept IAA, к примеру, будет предупрежден о препятствиях на дороге или опасности раньше, чем эти события попадут в поле зрения его радаров и видеокамер, или их заметит водитель.

Индустрия 4.0

Еще более увлекательным мне показался рассказ члена Правления концерна Daimler AG, проф. д-ра Томаса Вебера о тех фундаментальных изменениях, которые происходят в настоящее время в автомобильной отрасли, в частности, в подразделении Mercedes-Benz Cars, в котором он отвечает за научные исследования и опытно-конструкторские разработки.

Двигателем этих перемен служит, прежде всего, переход на цифровые технологии, который зачастую обозначается термином Индустрия 4.0. По словам д-ра Томаса Вебера для Mercedes-Benz сплошная цепочка цифровых процессов начиная от исследований и разработок, и заканчивая производством, сбытом, логистикой и услугами уже сегодня не фантастика.

Разумеется, весь арсенал современных технологий использовался и при разработке автомобиля Concept IAA в первую очередь, инженерами по аэродинамике и дизайнерами. Мало того, как рассказывает все тот же Томас Вебер, без последовательного объединения в единую цифровую сеть различных по задачам подразделений, аэродинамическая форма и дизайн концепт-кара IAA просто не были бы реализованы. Цифровые технологи не только позволили выполнить проект, но и помогли сделать это в сжатые сроки за 10 месяцев.

Умение мечтать: Mercedes-Benz Concept IAAВпрочем, стоит ли удивляться подобному развитию событий, если вспомнить о том, что Mercedes-Benz был первым производителем, который открыл свой центр исследований и разработок (Mercedes-Benz Research Development North America) в Кремниевой долине. И случилось это еще двадцать лет назад.

Таким образом, я хочу подчеркнуть главное: не смотря на свой солидный физический возраст, ментально Mercedes-Benz остается молодой компанией, сотрудники которой смело смотрят в будущее, ставят перед собой амбициозные цели, умеют их достигать.

Что же касается электромобилей, то во Франкфурте, в интервью изданию Automotive News, Томас Вебер подтвердил, что Mercedes планирует начать продажи электромобиля с запасом хода 400 500 км в течение нескольких лет, возможно, в 2018 году. При этом он подчеркнул, что перспективный электромобиль не будет пересекаться с электрическими версиями Smart и Mercedes-Benz B-Класса, и пообещал нечто другое, эмоциональное и уникальное.

BStang 13.10.15

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *